-
Как отличить ковры ручной работы от машинных?
Прежде всего, в коврах ручной работы чувствуется «душа». Поэтому, они могут быть похожими, но не бывает двух одинаковых. Как и живописец, мастер–ковровщик не в состоянии создать два абсолютно идентичных произведения, «вдохнуть» одни и те же эмоции, которые, в любом случае, в той или иной степени отразятся в мельчайших деталях и штрихах. В этой связи, не совсем правильно называть машинные ковры коврами (точно так же, как постер называть картиной). Правильнее, обозначить их напольными покрытиями. Ковер же ручной работы - высокохудожественный «продукт», который дорожает из года в год, а не обесценивается по мере эксплуатации. Что же касается внешних отличий, - это, прежде всего, изнанка ковра - она по цветам и материалам полностью идентична лицевой (ворсовой) стороне.
Как правило, настоящие ковры сотканы из натуральных материалов (шерсть, шелк, хлопок) и, если оторвать ворсинку и поджечь, не появится специфического запаха горелой синтетики. При очень внимательном осмотре ковра ручной работы вы можете обнаружить некоторую асимметрию (человеческий фактор) в орнаменте или в пропорциях. Например, прямоугольный ковер при точном промере сторон рулеткой может оказаться и не совсем прямоугольным, а трапецевидным и т.д. Естественно, такие отклонения не существенны и незаметны и не считаются браком.
Прочитайте подробно об отличиях и посмотрите фото – здесь.
Но необходимо предупредить, что современные технологии позволяют нивелировать внешние отличия между коврами ручной работы и подделками, в связи с чем, не стоит покупать достаточно дорогостоящие изделия у не совсем «респектабельных» продавцов, например, на заграничных ковровых базарах, блошиных рынках, сувенирных лавках и т.д.
И, если, даже вы покупаете ковер в магазине, внешне вызывающем доверие, не бойтесь показаться дотошными и потребуйте подробное описание (в письменном виде) качественных характеристик с указанием государства – изготовителя, материалов изготовления (состав) и, естественно, метода изготовления (ручной или не ручной). Не следует полагаться только на этикетку.
-
Как понять, где именно соткан ковер ручной работы?
Существует несколько крупных мировых центров, которые определят лицо современного ковроткаческого искусства: Иран (персидские ковры), Индия (индийские ковры), Китай (китайские ковры), Непал (непальские ковры), Афганистан (афганские ковры), Пакистан (пакистанские ковры), Турция (турецкие ковры), Средняя Азия и Кавказ.
Информацию об этих коврах вы найдете у нас на сайте в соответствующих разделах.
Все эти центры ковроткачества имеют свои исторически сложившиеся орнаменталистику и особенности в самой технологии ( вид узла, используемые материалы и т.д.). Кроме того, во всех этих странах каждый регион имеет свой подчерк. Что бы подробно рассказать обо всем многообразии ковров ручной работы, потребуется очень много времени. Если вам это действительно интересно, лучше обзавестись специальной литературой. На самом деле, не столь важно, где соткан ковер, главное, чтобы он был действительно ручной работы, хорошего качества и нравился Вам, подходил в ваш интерьер. Очень часто во всех исторически сложившихся центрах ковроткачества, кроме своих традиционных узоров, используется орнаменталистика ковров других народностей. В этом случае, для того, чтобы определить, где именно соткан ковер, мало теоретических знаний, надо, так сказать, "прощупать" ни одну тысячу ковров. Повторюсь, не существенно "чьими руками" произведен хороший ковер, сотканный с использованием высококачественных красителей и материалов. Другое дело, когда преследуется цель изготовления дешевой подделки. Как правило, цены на такие ковры на порядок ниже, чем на оригиналы и обычно они продаются под видом распродаж. Поскольку ковры ручной работы являются предметами искусства и непреходящей ценностью, не логична их распродажа ниже номинальной стоимости. Ведь это не сезонный товар и не продукт со сроком годности. При этом цены ковров ручной работы наоборот, из года в год растут. За 15-летнюю историю существования галереи "Энси" стоимость ковров выросла в среднем на 40-50%.
В любом случае при покупки ковра ручной работы надо иметь дело с добросовестным и авторитетным продавцом. Не стесняйтесь быть дотошными при покупке ковра. Лучше переспросить и получить конкретный и ясный ответ. При осуществлении сделки потребуйте в письменном виде качественные характеристики от продавца с печатью организации, а не просто полагайтесь на этикетку мануфактуры-производителя.
-
Что такое «натуральные красители» в коврах?
Натуральными (природными) красителями в ковроткаческом искусстве считаются красители растительного или животного происхождения, которыми на этапе подготовки исходных материалов окрашивались нити для узелкового плетения. Искусство ковроткачества имеет многовековую историю и в старину, естественно, пользовались только природными красителями – иных и не было. Наличие же химических красителей в ковре ощутимо снижает стоимость старинного ковра, но не является критерием качества новых ковров, куда важнее сама технология, т.к. и натуральными красителями можно покрасить нити не основательно.
Появление и использование искусственных красителей позволило поднять искусство ковроткачества на новый уровень, расширив цветовую палитру в ковровой орнаменталистике. Это еще и позволило получать максимальное сходство в портретных и сюжетных коврах. Конечно, встречаются ковры с неустойчивыми красителями, производимые иными недобросовестными мануфактурами, которые экономят на закупке исходных качественных материалов. Хотя последние и составляют приблизительно 10-15% общей стоимости ковра, такая «экономия» ощутима в условиях массового производства, но не дальновидна. Для того, чтобы проверить обладают ли красители в ковре достаточной устойчивостью, нужно белой влажной тряпкой протереть участок ворса и при этом ткань должна остаться исходного цвета (допустимо появление на ней микроворсинок ковра). Доля природных красителей, применяемых в мировой ковроткаческой индустрии – крайне мала и натуральными красителями часто называют любые красители, которыми окрашена узелковая нить с соблюдением многоуровневой сложной технологии, гарантирующей устойчивость цветов.
Прочитайте больше о натуральных (природных) красителях.
-
Где производятся персидские ковры?
Персия (ныне Иран) – является самым крупным центром ковроткаческого искусства. Персия была одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до реки Инд. В состав древней Персии входили империи египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов.
Территории, которые были населены персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. В древней истории этих границ просто не существовало. Бывало и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями. Исходя из этого, "персидским ковром" может называться ковер, сотканный в любом из государств, когда-либо входивших в состав Великой Персии. Традиции ковроткачества народов данного региона взаимодополняли и проникали друг в друга.Необходимо сказать, что, начиная со второй половины восемнадцатого века, наибольшее развитие искусство ковроткачества получило на территории современного Ирана. Иран сегодня является непререкаемым авторитетом и "законодателем мод" в искусстве создания рукотворного ковра и часто понятием "персидский ковер" иногда искусно манипулируют. К примеру, на этикетке ковра (часто и не ручной работы) можно встретить надпись "персидский ковер "Исфахан" или "персидский ковер "Наин" и т.д. иногда, даже без указания страны производителя. Бывает и так, что страной производителем "персидского ковра" является Иран, но могут промолчать о том, ручной работы ковер или нет. Рекомендуем при покупке персидского ковра (если Вы хотите купить ковер ручной работы, произведенный именно в Иране) не слепо верить этикетке, а, учитывая, что это дорогая покупка, потребовать именно от продавца подробное письменное описание качественных характеристик ковра, где будет подробная информация о составе материала, узловой плотности, времени, потраченного на изготовление, методе изготовления (ручной или не ручной) и, естественно, указана фабрика производитель. Если же ковер описывается, например, так: "Персидский ковер" ручной работы. Состав: шерсть или шелк. Произведен (например) в Индии", никакого подвоха в этом нет и, скорее всего, перед Вами достаточно качественный продукт. Это не манипуляция брендом, а название орнамента. Больше о персидских (иранских) коврах ручной работы Вы можете узнать у нас на сайте, в соответствующем разделе.
-
Почему один и тот же орнамент встречается в коврах разных народов?
Негромко будет сказано, если назвать древний Восток колыбелью цивилизации, где зарождались многие науки и виды искусств. И ковроткаческое искусство пришло к нам с Востока из глубокой древности и имеет многовековую историю. Мы знаем, что многие народы, населявшие в те лета регионы, которые впоследствии стали мировыми центрами ковроделия, были кочевниками. Перемещаясь с места на место, они, естественно, соприкасались с традициями и искусством соседей, вели активную торговлю (в виде натурального обмена). Ковры и ковровые изделия являлись для кочевников и предметами первой необходимости и предметами роскоши одновременно. Настил переносного жилища был густо застелен ковровыми изделиями, ими же украшались и войлочные или шкурные «стены» и даже вход был занавешен толстым ковром. То есть их было много и они, естественно, были одними из главных предметов торга и товарообмена. Орнаменты, используемые в коврах разных народов, взаимопроникали в традиции друг друга. Какие-то узоры приживались, а какие-то нет. Немаловажную роль сыграли и многие междоусобные войны, логическим итогом которых было разграбление имущества порабощенных народов, а хорошие ковры наряду с золотом и серебром, драгоценными камнями были (и есть) очень ценными изделиями. Обо всем вышесказанном вы можете более подробно ознакомиться в разделах нашего сайта: «История ковров ручной работы» и «География восточного ковра».
На Востоке и простой люд, и знатные вельможи, и цари, всегда восторгались искусством хорошего ковроткача. Существует красивая притча, где говорится, что жил в старину Падишах, который для получения вожделенного «шедеврального» ковра, обладателем которого являлся сосед монарх, пожертвовал в пользу него своё царство и прислуживал ему до конца своих дней и был очень счастлив.
-
Почему шелковые ковры дороже?
Появление шелкопрядства и Великий Шелковый Путь стали новым этапом развития древнего искусства ковроткачества. Стало возможным получать очень тонкую нить необходимой прочности более тонкую, чем из шерсти, хлопка или льна, что позволило ткать ковры с очень насыщенным орнаментом (или сюжетные ковры), идеально соблюдая тончайшие линии узора. Шелковыми нитями в ковроткачестве и теперь, в основном, пользуются для получения насыщенного и сложного рисунка на ковре. У шелкового ковра ручной работы, как правило, высокая плотность узлов, т.е. на его изготовление потрачено очень много времени и ручного труда, это и является основной причиной высокой стоимости ковра (а не цена исходного материала, из которого он соткан).
Следует еще и учесть то, что изготовление сложного шелкового ковра из тончайших нитей требует от мастера – ткача достаточно высокой квалификации, а высококвалифицированный труд оплачивается по особой шкале. Еще один момент: на цене шелковых ковров отражается такой фактор, как страна производитель. В каждом регионе существуют свои устоявшиеся нормы оплаты труда ковроткача. Исторически, персидские (иранские) шелковые ковры являются самыми дорогими, здесь определенную роль играет и «раскрученность» данного бренда. Особое нишу занимают авторские ручные шелковые ковры. Цена на них не подпадает под среднестатистические критерии, т.к. хороший шелковый ковер - это высокохудожественное произведение.
-
Что значит «ковры шелк+шерсть»?
Ковры шелк +шерсть или шерсть + шелк - это ковры, сотканные с использованием шерстяных и шелковых нитей. Такие ковры бывают шести основных видов:
-
Ковры, сотканные на шелково - уточной (от сл. «уток») основе (т.е. основа ковра - уток - из шелковых нитей). Фоновая часть ковра - из шерсти, элементы орнамента, в основном, растительного - из шелка. При достаточном освещении, шелковый рисунок такого ковра (или элементы рисунка), как бы, светится относительно матового шерстяного фона.
В уточной же основе используются именно шелковые нити потому, что, сочетая в себе прочность и эластичность, только они могут быть достаточно тонкими для того, чтобы плотность узлов была высокой. Это является необходимым условием для идеальной «прорисованности» линий насыщенного и сложного орнамента.
- Ковры, аналогичные первому виду, только уточная основа - из хлопковых нитей. Используются они, когда орнамент не насыщенный и, соответственно, нет необходимости в высокой плотности узлов.
- Ковры, сотканные на шелково – уточной основе. Фоновая часть ковра – из шелка, элементы орнамента – из шерсти. Если сравнивать с первым видом, получаем обратный эффект – благородный матовый орнамент на шелковистом фоне. Сложный и насыщенный орнамент в таких коврах требует использование именно шелковых нитей для уточной основы.
- Ковры аналогичные третьему виду, но в уточной основе хлопковые нити т.к. ненасыщенный орнамент не требует высокой плотности узлов.
- Ковры, сотканные на шелково – уточной основе. Ворсовая (узелковая) часть ковра - из шерстяных нитей. Это ковры со сложным орнаментом, где требуется идеальная «прорисованность». Они без шелковистого перелива. Например, портретные ковры относятся именно к этому виду ковров шерсть+шелк.
- Ковры на любой (шерсть, шелк, хлопок) основе. Ворс ковра (узелковые нити) - из шерсти с вкраплением тончайших шелковых нитей, что создает своеобразный эффект «мерцания» ковра. Такие ковры большая редкость.
Ознакомьтесь с коврами из шерсти и шелка из нашего каталога.
-
-
Какие ковры лучше?
Лучший ковер – это ковер ручной работы, который вам нравится и, естественно, обладает высокими эксплуатационными и качественными характеристиками.
Ковры ручной работы бывают многих видов и подвидов (по географическому признаку), шерстяные и шелковые, (или шерсть + шелк), ворсовые и безворсовые классические килимы. А, если говорить об орнаментах и цветовых решения, то их - огромное множество. При выборе ковра вам, естественно, придется считаться с особенностями вашего интерьера (стиль, цвета, функциональные особенности помещения) и бюджета. Но выбор ковров ручной работы так велик, что можете рассчитывать, что вы непременно найдете именно «Ваш» ковер, а мы (Галерея «Энси») всегда будем рады помочь вам.
Что касается качественных и эксплуатационных характеристик, ковры нельзя подразделять на «худшие» или «лучшие» по географическому или какому-нибудь другому признаку. Нельзя сказать, что, например, иранские (персидские) ковры лучше или хуже индийских или китайские – чем-то превосходят или уступают, допустим, афганским коврам. Недобросовестный производитель может оказаться в любой стране. Конечно, в искусстве изготовления ковров во всех этих странах есть свои технологические особенности, но при добросовестном изготовлении – результат один: высокохудожественный и качественный продукт.
Если вы задаете такой вопрос, - значит вы еще недостаточно знакомы с этим древнейшим искусством. Это – целый мир, который может увлечь любого человека с хорошим вкусом и стать одним из жизненных интересов. Во всем мире (не только на Востоке) коллекционеры ковров считаются самими «безрассудными», которые для обладания желаемым ковром способны потратить огромные средства. В этой связи можно и отметить, что покупка ковра – выгодное капиталовложение. С годами, в процессе эксплуатации, ковер ручной работы не только не дешевеет, но и дорожает. То есть нет такого понятия «ковер Б/У», как в случае с машинными коврами.
Об особенностях ковров ручной работы разных стран вы можете ознакомиться в разделе нашего сайта «География ковра».
-
Какие ковры долговечнее?
В музеях и у коллекционеров ковров попадаются экземпляры, которым более двухсот лет. Как и любые высокохудожественные изделия, дошедшие до нас через многие года, они являются настоящими раритетами. Эти ковры активно эксплуатировались, а не «лежали на полке». Значит можно говорить о том, что все ковры ручной работы, произведенные добросовестным мастером ткачом, являются долговечными. Естественно, нужно правильно эксплуатировать ковер, учитывая функциональные особенности помещения, в котором он лежит. Нетрудно предугадать, что произойдет с шелковым ковриком, оказавшимся в ванной комнате, или со светлым ковром перед дверями в прихожей…
Ковер ручной работы не следует часто мочить, не желательно проливать на него вино, кофе, натуральные соки … Это поправимо, но каждая основательная химчистка ковра уменьшает срок его службы.
В любом случае, ковры ручной работы значительно меньше подвержены износу в сравнении с «машинными» коврами. В связи с этим вопросом хочется указать на обычно допускаемую ошибку при оценке качества ковра. Часто дилетанты связывают плотность узлов ковра ручной работы с критерием долговечности. Это не так. Высокая узелковая плотность необходима для получения сложного орнамента и подтверждает высокий художественный уровень ковра, а не показатель высоких эксплуатационных характеристик. Вот, например, шелковые ковры, которые обычно сотканы с высокой плотностью узлов и стоят дорого, требуют к себе определенного «уважения». В большинстве случаев их вообще нельзя мочить или использовать какие-либо специальные чистящие средства для ковров, которые продаются в любом хозмаге.
Более подробные рекомендации по уходу за коврами вы можете получить в соответствующем разделе нашего сайта .
-
Можно ли для очистки ковра от пятен использовать моющие средства?
Прежде, чем использовать специальные моющие средства, проведите над своим ковром небольшой эксперимент. Возьмите чистую белую влажную ткань и проведите основательно протрите ею небольшой участок поверхности ковра (ворс). Если ткань остается белой (на ней могут появиться микрочастицы ворса и это нормально), то есть красители вашего ковра не линяют, значит можно использовать средства для чистки ковров со строгим соблюдением указанных на этикетке правил использования и мер предосторожности. Но все же мы бы вам порекомендовали для очистки значительных загрязнений на ковре довериться профессиональным чисткам ковров, именно, ручной работы, естественно, с предварительным получением гарантий положительного результата. Можем дать маленький совет по оперативному реагированию: если вы пролили на ковер, скажем, вино или кофе, в пол литра теплой воды добавить 20г столового уксуса и вспенить в этом растворе 70-ти процентное хозяйственное мыло. Чистой белой тряпкой возьмите с поверхности образовавшуюся пену и чистите ею загрязненный участок ковра, не проявляйте излишнее рвение, не трите ковер до «дыр». После чего, данный участок ковра, используя новую тряпку и аналогичный уксусно-водный раствор, очистите от мыльной пены.
Что касается шелковых ковров, то это - особый случай. Обращайтесь к профессионалам и не пытайтесь очистить ковер сами, и тем более, используя стандартные чистящие средства из магазина. Шелковый ковер можно только пылесосить и ни в коем случае не проводить «влажных» экспериментов. Это относится и к коврам разряда шерсть +шелк. А вот чего нужно остерегаться - чтобы ваши четвероногие домашние любимцы не «метили» на ковре. Это губительно для него.
-
Мы сейчас на отдыхе (в Турции, Индии, ОАЭ… и т.д.) и хотим понять, стоит ли нам купить ковер?
Приятного вам отдыха, наслаждайтесь жизнью, солнцем, познавайте окружающий вас мир.
Что же касается покупки ковра, хочется предостеречь вас от спонтанных приобретений.
Дело в том, что хороший ковер ручной работы не может стоить очень дешево. Как правило, ковры ручной работы, предлагаемые «за недорого» на базарах, «блошиных» рынках, сувенирных лавках могут оказаться низкого качества или даже не совсем ручной работы. Если же вам все же хочется в качестве сувенира привезти ковер ручной работы, целесообразнее это сделать в каком-нибудь респектабельном магазине ковров. Но хочется отметить, что в ковровых магазинах, коих много в местах массового посещения российских туристов, ковры стоят довольно дорого и по нашим наблюдениям, учитывая еще и расходы на транспортировку, целесообразнее осуществлять покупку, например, у нас, в ковровой компании ANSY.
Есть еще весомый аргумент в пользу вышесказанного: при возможной ситуации, когда вы остались недовольны покупкой (причины: качество, не ваш размер, нравится, но не ваши цвета), защитить свои потребительские права (обмен, возврат) сможете только при следующем посещении. Если получится? Как правило, максимальный срок для этого - две недели. Учитывая, что покупка ковра - удовольствие не дешевое, впечатления от поездки, естественно, будут испорчены.
К нам очень часто обращаются люди, побывавшие на Востоке на отдыхе с предложением купить у них ковер, который по той или иной причине им не подошел. Как правило, мы отказываемся от таких предложений, т.к. осуществляем закупки ковров только у наших производителей, проверенных многолетним сотрудничеством.
На сайте галереи «Энси» в разделе «каталог» цены на ковры всегда открыты, подробно описаны качественные характеристики. Ознакомившись с ним, вы сами для себя решите стоит ли идти на такой рискованный шаг, как покупка ковра за границей.
-
Какой ковер постелить (в офис, на кухню, в ванную комнату, и т. д.)
Ковер, который вы хотели бы постелить в одном из помещений вашего дома – это ковер, который вам нравится, вам по душе. Это основной критерий при выборе ковра ручной работы. Немаловажную роль играет и эксплуатационная характеристика ковра, насколько он будет функционален в конкретно взятом помещении. Допустим, на кухню или в ванную комнату лучше постелить коврик с очень устойчивыми красителями, которым разрешена влажная чистка. А какой ковер постелить в спальню или гостиную, зависит от стиля вашего интерьера. Не существуют ковров ручной работы, в отличие от мебели, именно для спальни, гостиной или кабинета… Естественно, для спальной комнаты мы бы рекомендовали спокойные пастельные тона, для кабинета – более сдержанные тона с ритмичным орнаментом, для детской – более контрастный «веселый» ковер.
Об этом подробно рассказано на нашем сайте в разделе «выбор ковра». В любом случае - это общие рекомендации, всегда нужен индивидуальный подход. Немаловажное значение при выборе ковра имеет наличие животных, а, точнее, их «воспитанность». Если собака будет метить на ковер, а кошка – точить ногти об него, ковер лучше не станет.
В «Галерее Энси» есть декораторы по подбору ковров в интерьере, и эта услуга – совершенно бесплатна. Если вы даже знаете, в каком стиле и цвете вам нужен ковер, вы не знакомы со всем широким спектром возможного вашего приобретения. Ведь ковры ручной работы – это огромный мир, для познания которого вам понадобится очень много времени, мы же подберем ковер оперативно, профессионально, естественно, учитывая все пожелания и ваш бюджет.
-
Как хранить ковер, которым в данный момент не пользуемся?
Лучше всего хранить ковер в том виде, в котором он эксплуатируется, то есть лежащим на полу, если это возможно. Прежде всего, ковер должен быть чистым (без пыли и грязи) и сухим. Если речь идет о шерстяном ковре, то лучше обработать его антимолью (шелковые ковры не нужно), и скатать рулон лицевой стороной (ворсом внутрь). Если же ковер большой и хранить его в скатанном рулоне вам неудобно, то сверните его наизнанку (ворсом наружу), но постарайтесь, чтобы было как можно меньше сгибов. При длительном хранении ковров ручной работы, мы бы вам рекомендовали время от времени (один – два раза в год) вывешивать или расстилать его под солнцем (на три – четыре часа) в хорошо проветриваемом помещении или на улице. Это необходимо для того, чтобы сохранялась симметрия у ковра и «дышали» натуральные материалы, из которых он соткан. Если ковер безворсовый, рекомендации те же самые. Только нет необходимости скручивать его в рулон. В целях экономии места, можно его сразу свернуть лицевой стороной или на изнанку.
С рекомендациями по уходу и хранению ковров ручной работы вы можете ознакомиться на нашем сайте в соответствующем разделе.
-
Какие ковры называются старинными?
В коврах ручной работы нет понятия «б/У». Как и любые высокохудожественные предметы, ковры ручной работы, которыми пользовались некоторое время, естественно не год или пять, могут считаться старинными. Ковер ручной работы с годами не обесценивается, а, напротив. Но это не говорит о том, что каждый старинный ковер входит в ранг шедевров и стоит очень дорого. На цену старого ковра ручной работы, как и на любое другое произведение искусства, влияет много факторов: композиционное решение, подбор цветов, наличие или отсутствие «следов» времени (дефектов), качество и обработка исходных материалов, история ковра и т.д. Встречается очень много старых ковров кустарного (домашнего) изготовления, в которых масса ошибок в композиции, подбор цветов не соответствует заданному классическому орнаменту, безвкусно подобран бордюр ковра к основному фону и т.д. Такие ковры стоят определенных денег, но не могут быть дорогими. Нам часто предлагают или просят оценить подобные ковры. Рассказывают историю ковра: «достался он им от бабушки» и т.п. Естественно, такой ковер является большой семейной ценностью, но, к сожалению, не все наши бабушки были высококлассными мастерицами и художницами, будучи прекрасными людьми. Очень часто приходится огорчать и объяснять, что такой ковер стоит не миллионы, а вполне определенную сумму.
Покупая ковер ручной работы, вы, в любом случае, получаете предмет интерьера, который не один год будет радовать вас и ваших близких, и, одновременно, делаете долгосрочное капиталовложение. Можете быть уверены, благодарные потомки будут вспоминать вас добрым словом.
-
Почему круглый ковер стоит дороже аналогичного прямоугольного?
Настоящие ковры ткутся руками и, естественно, в конечном результате имеет место такое понятие как человеческий фактор. Допустим у мастерицы заданный орнамент, который необходимо соткать в заданном размере. Как правило (в прямоугольных коврах), если, скажем, заданный размер -300х200см, то в итоге расхождение составляет приблизительно 5-15см по длине или ширине ковра. В прямоугольных коврах даже допускается, что одна из сторон ковра (начало) шире противоположной стороны (конец). Происходит это вследствие прессования каждого узелкового ряда ковра. То есть получается, что начальная стадия ковра более нагружается прессом-расчесом, чем конечная, в результате чего начальная сторона несколько «расширяется» относительно конечной стороны. Допуск в этом, в зависимости от размера ковра, составляет 1-20см. Все эти расхождения не иллюзорны, то есть не нарушается видимая симметрия ковра.
В этом отношении, изготовление ковра ручной работы круглой формы сопряжено с дополнительными технологическими трудностями, т.к. в результате вышеуказанных факторов в итоге мы можем получить овал неправильной формы.
Процесс изготовления круглого ковра более скрупулезен. Зачес –прессование каждого узелкового ряда более аккуратен и выдержан. Кроме того, процесс крайней окантовки (обрамление ковра окантовочными рядами) круглого ковра ручной работы гораздо более трудоемкий. Все это в конечном итоге приводит к тому, что на изготовление круглого ковра тратится больше времени, чем на аналогичный прямоугольной формы. Эти издержки восполняются тем, что площадь круглого ковра считается не как обычно принято в геометрии (числом пи), а путем двойного перемножения диаметра. Например, площадь круглого ковра диаметром 3м равна: 3х3=9кв.м. Получается, что стоимость квадратного ковра 3х3м равна стоимости аналогичного круглого ковра диаметром - 3м, тогда, как фактическая площадь последнего - меньше.
-
Чем отличаются килим и сумах?
И килим, и сумах относятся к тканным безворсовым коврам ручной работы. Очень часто сумахи называют односторонними килимами. Это неправильно. Технология изготовления сумаха принципиально отличается от килимной. Процесс плетения сумаха более сложен и трудоемок, вследствие чего они гораздо долговечнее килимов. Срок службы сумаха хорошего качества приблизительно равен сроку службы ковра. Хотя и наличие ворса у последнего существенно уменьшает нагрузку на структуру ковра.
Килим, если он изготовлен добросовестным производителем, тоже будет служить вам не один десяток лет и он, как правило, несколько дешевле сумаха аналогичного размера. Еще необходимо отметить, что на изготовление сумаха тратится больше исходных материалов, чем на килим аналогичного размера.
Более подробную информацию о килимах и сумахах вы можете найти на нашем сайте в разделе «виды ковров».
-
Почему ворсовые ковры дороже безворсовых?
Этот не всегда так. Бывает, что хороший шерстяной сумах высокой плотности плетения и сложным орнаментом оказывается дороже ворсового шерстяного ковра средней или низкой плотности узлов. Это не говорит о том, что какой-то из них более или менее качественный в плане эксплуатационных характеристик. Просто на изготовление такого сумаха потрачено больше труда и времени. Но, если говорить о коврах высокой плотности, вы правы, они ощутимо дороже. Технологический процесс ручного изготовления безворсовых ковров (килимы, сумахи) гораздо прост и менее энергозатратный, относительно технологии изготовления ворсовых ковров. Допустим, при изготовлении на мануфактуре шерстяного ковра высокой плотности размером 2х3м в среднем уходит 5-7 месяцев. На изготовление сумаха аналогичного размера – 3-3.5 мес., а килима – около двух месяцев. Нетрудно предугадать, какое из перечисленных изделий будет стоить дороже.
С особенностями технологии изготовления ворсовых и безворсовых ковров вы можете ознакомиться в отдельной статье в разделе "О коврах".
-
Какие различия между Афганскими и Пакистанскими коврами?
Граница между двумя этими государствами не всегда была четко очерчена. Традиции и культура народов этих стран, в принципе, очень похожи и они взаимопроникали и дополняли друг друга. Тем не менее, искусство ковроткачества у народов Афганистана и Пакистана имеет свой почерк и свои орнаментальные особенности. Мы не станем перечислять и сравнивать виды, типы и устоявшиеся орнаментальные композиции в ковроткаческом искусстве этих народов.
Подробную информацию об афганских коврах вы найдете на нашем сайте в разделе «география восточного ковра».
Необходимо отметить, что в последнее время один и тот же вид ковров у одних продавцов представлены как афганские, у других как пакистанские ковры. Никакого подвоха или обмана, как правило, в этом нет. Дело в том, что сотканы эти ковры в Афганистане, а дальнейшие технологические процессы ворсовой стрижки и мойки протекают в Пакистане и там же они закупаются. Причиной такого международного разделения труда являются политические события, происходящие в этом регионе. Учитывая военное положение и нестабильность в Афганистане, производителю не целесообразно держать там мануфактуру. В тоже время определенные виды ковров, которые исторически ткались в отдельных регионах этой страны хорошо «получаются» именно у местного населения. Вот и приходится раздавать «работу на дом», а конечные технологические этапы, складирование и продажу осуществлять в Пакистане.
-
Почему часто туркменские ковры называют коврами из Бухары?
Туркмения, или Туркменистан, является одним из центров мирового ковроткачества и лидером в производстве ковров ручной работы в Среднеазиатском регионе.
Туркменские ковры отличаются своей орнаменталистикой, особенностями цветовых решений, с которыми вы можете подробно ознакомиться в статье «Туркменские ковры» из раздела «География восточного ковра».
Старинные туркменские ковры очень высоко ценятся и являются желанными в коллекциях многих музеев мира.
В многовековой истории Государства Средней Азии не имели между собой четких ныне обозначенных границ. И Бухара (ныне регион Узбекистана) являлась крупным торговым и культурным центром всей Средней Азии. Ковры, которые приобретались иностранцами на базарах Бухары, имея преимущественно Туркменское происхождение, назывались Бухарскими. Таким образом, за Туркменскими коврами исторически закрепился такой международный коммерческий бренд как «Бухарские ковры», хотя прямого отношения к региону Узбекистана он не имеет.