Нестареющая элегантность шерстяных ковров - захватывающая история сквозь тысячелетия
Шерстяные ковры — это воплощение роскоши и искусства, которое уже более 3000 лет не теряет своей актуальности и очарования.
Сегодня шерстяные ковры ручной работы продолжают занимать достойное место в интерьерах, подчеркивая изысканный вкус их владельцев. Они остаются важным элементом современного дизайна, объединяя в себе древние традиции и современные стили.
Как выглядел шерстяной ковер до нашей эры?
Ковроделие известно с глубокой древности. Первые простые циновки ткали пастухи-кочевники из овечьей или козьей шерсти. Эти ранние полотна были без ярких узоров и служили только для защиты от холода.
Историки полагают, что первые изделия, сотканные по узелковой технологии, появились в Западной Азии почти 3000-4000 лет назад. Они отличались от простых циновок наличием ворса. Тогда же мастера научились ткать сложные узоры.
Например, самым ранним из когда-либо обнаруженных, шерстяных ковров считается — Пазырыкский (датируется V-IV веками, до н.э). Он был найден археологами в 1949 году в Сибири, во время раскопок одного из курганов. Сейчас он выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Пазырыкский ковер обладает высокой плотностью. Он соткан с применением техники двойного узла. Его центральная часть украшена ленточным узором, а кайма — изображениями оленей, коней, всадников.
Особое внимание привлекают насыщенные красные и желтые цвета натуральных красителей, которые за 2,5 тысячи лет сохранили свою первоначальную яркость. Также поражает то, что его ворс спустя два тысячелетия остался бархатистым и нежным. Эта находка показала, что древняя техника ручного ковроткачества дошла до нас практически в неизменном виде.
Виртуальная примерка
Загрузите свою фотографию интерьера и примерьте любой из наших ковров
ПопробоватьШерстяные ковры в Средние века
Ключевую роль в распространении шерстяных ковров в Европе сыграли Крестовые походы, начавшиеся в XI веке. Крестоносцы, вернувшись с Востока, привезли с собой шерстяные ковры, которые вскоре стали символом роскоши и статуса среди европейской знати.
В XIV-XV веках Испания стала первым европейским центром производства ковров. Испанские ремесленники, вдохновившись исламскими полотнами, начали создавать свои уникальные изделия. Они использовали шерсть и шелк для создания ковров по узелковой технологии, с яркими цветами и геометрическими орнаментами. Испанские ковры быстро стали обязательным украшением в домах аристократов и королевской семьи. Шерстяные полотна дополняли интерьер, делали его более роскошным.
В XVI веке во Франции, по инициативе Генриха IV в 1608 году началось производство шерстяных ковров ручной работы. За образец взяли турецкие изделия.
Английское ковроткачество сосредоточилось на юго-востоке, в районе города Норидж. Мастера вдохновлялись анатолийскими и индо-персидскими узорами.
В XVII веке французский король Людовик XIV, польский король Сигизмунд и вся европейская элита была буквально помешана на коллекционировании ковров. Они ценились за сложные узоры, яркие цвета, мастерство исполнения.
К XVIII веку полотна из шерсти стали более доступными для среднего класса, особенно в Западной Европе.
Это интересно!
Средневековые ковры вешали на стены как произведения искусства, поскольку их изготовление было затратным и требовало много времени. В 20-м веке, послевоенные художники, например, Жан Люрса, возродили интерес к настенным гобеленам из шерсти.
Появление ковров в России
Первые шерстяные ковры в России появились примерно в XIII-XIV веках. Их привозили в основном из Ближнего Востока, Персии (современного Ирана) и Османской империи (современной Турции).
В XVI-XVII веках в России восточные ковры олицетворяли богатство и роскошь. Они украшали царские палаты, дома богатых купцов. Их также дарили дипломатам и важным гостям.
В XVIII веке в России началось производство ковров из шерсти. Восточные полотна стали частью русской культуры и вдохновили на создание собственных уникальных изделий.
Петр I даже пригласил мастеров из Персии и Турции, чтобы они обучали русских ремесленников искусству ковроткачества. Тогда же в Московской и Тверской губерниях появились первые ковроткацкие мануфактуры.
В XIX веке ковроткачество в России значительно развилось. Важную роль сыграли Дагестан и Азербайджан, которые тогда были частью Российской империи.
Это интересно!
Именно в XIX веке ковры стали более доступными для среднего класса. В Москве и Санкт-Петербурге появились фабрики, производившие ковры. Тогда же ткачество шерстяных полотен стало одной из важных отраслей экономики.
В начале XX века ковры стали важной частью русского быта. После революции 1917 года Дагестан и Азербайджан стали центрами производства высококачественных шерстяных ковров. Благодаря этим республикам практически в каждой советской семье был ковер.
Сегодня ковроткачество в Дагестане продолжает процветать. Шерстяные табасаранские ковры из Южного Дагестана знают и любят не только в России, но и за рубежом.
Мировой статус шерстяного ковра в XIX-XX веках
В начале XIX века радикально изменилось производство шерстяных полотен благодаря промышленной революции. Изобретение механических ткацких станков позволило производить ковры быстрее и дешевле, чем при традиционном ручном ткачестве.
Европа и Северная Америка стали лидерами в массовом производстве ковров из шерсти. В США такие компании, как Bigelow Sanford и Hathaway, начали производить доступные по цене изделия для растущего среднего класса.
Несмотря на это, спрос на шерстяные ковры ручной работы не угасал, поскольку они были более качественными, в отличие от машинных.
В различных регионах мира традиционное ручное ковроткачество сохранялось и развивалось. Например, народ навахо в Соединенных Штатах продолжал создавать полотна, используя традиционные методы и символику.
В конце XIX века ковры стали экспериментальной областью для многих художников и дизайнеров. Они искали новые способы сочетания традиционных техник с современными мотивами. Так начали появляться неповторимые авторские полотна и снова возник ажиотаж вокруг восточных ковров. Торговцы и коллекционеры организовывали экспедиции на Восток, чтобы привезти традиционные полотна, созданные по древней технологии, в Европу и Америку. Восточные изделия снова стали символом роскоши и статуса.
В XX веке ковроткачество продолжило развиваться в двух направлениях: уникальные дизайнерские полотна, созданные вручную и массовое производство. Первое направление до сих пор пользуется популярностью среди настоящих ценителей штучного товара с неповторимым дизайном и превосходным качеством.
Это интересно!
В 1959 году компания Carpet Fair (будущая Next Day Floors) открыла свой выставочный зал в штате Мэриленд. Там был оборудован центр декораторов, которые впервые предлагали покупателям помощь по подбору и примерке ковров в интерьере. Компания «Ansy» тоже предлагает выездную примерку ковра в интерьере вместе с экспертом.
Шерстяные ковры в современных интерьерах
Современные ковры из шерсти включают оригинальные, абстрактные стили, наряду с традиционными мотивами.