Дагестанские Ковры
Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, при этом, оттачивались навыки и совершенствовались узоры и композиции орнамента. Орнаменталистике дагестанских ковров присуще наличие элементов, которые традиционны для всех кавказских ковров, но, при этом дагестанский ковер обладает своими особенностями цветовых решений. Несколько отличаются и технологические подходы.
История развития ковроткачества Дагестана
В Дагестане ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в доме. Ковер среднего размера мог быть обменен за пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи, а, например, у табасаран (один из народов Дагестана) хотя бы один из ковров должен был быть соткан самой невестой.
С приходом советской власти и организацией артелей, ковроделие в Дагестане получило благоприятную почву для своего развития. Эти предприятия создавались путем объединения мастериц-одиночек, которые обучали своему мастерству молодежь. Так же были созданы промышленные предприятия по переработке шерсти.
Крупные ковроткацкие мануфактуры появились в древнем городе Дербенте, были созданы артели в сёлах Халаг, Кандик, Межгюль, Ляхля, Чере, Чиликар, Тураг, Хучни, Микрах, Ахты, Хапиль, Рукель, Кабир, и Ортосталь и т.д.
Дагестанские ковры ручной работы экспортировались во многие страны Европы и рассматривались как стратегический товар, приносящий валютную выручку в казну государства.