Туркменские ковры
Ковры ручной работы исторически занимали важное место в туркменском быту. Они использовались при «общении с Богом» («намазлыки» - коврики для молитвы), способствовали торжественности «асмалыка» (семейного праздника), заменяли гардеробы и комоды («хуржуны», «чувалы», «торбы»), утепляли и украшали жилище («халы», «чувалы», «энси», «гапалыки»). Туркменские ковры отличались практичностью, износостойкостью и красотой.
В ковер закладывались все признаки племенных различий, исторической исконности и национального своеобразия туркмен.
Характерные черты туркменских ковров
Еще в X-XIII веках во времена Великих сельджуков, туркменские ковры прославились на рынках Европы и Востока как одни из самых лучших. Известный путешественник Марко Поло, в своих воспоминаниях называл туркменские ковры «самыми тонкими и красивыми на свете». Ковровые полотна той эпохи отличались высокой узелковой плотностью, прочностью окраски и строгостью орнаментов.
Материалы. В качестве сырья для ковроткачества в основном используется лучшая шерсть туркменских пород овец. Критерием качества шерсти выступала ее светлость и однородность по тону, что крайне важно для равномерного окрашивания нитей. Некоторые племена туркменов кроме шерсти используют хлопок и шелк, из которых изготавливают уточные нити или основу ковра.
Стиль плетения. В плетении ковров в Туркмении используется в основном ассиметричный персидский узел, хотя некоторые разновидности полотен Йорук и Сарык изготавливаются с применением турецкого симметричного узла. От других восточных туркменские полотна отличаются повторяющимся узором (гель) и широкими полосками стилизованных рисунков по коротким сторонам ковра.
Расцветка. В цветовой палитре доминируют бордовые тона, которые составляют фон рисунка. В линиях орнамента используются темные тона черного, малинового, оранжевого, синего и зеленого цветов. С помощью черного цвета, символизирующего стихию Воды, обрамлялись все орнаменты и разграничивались один от другого.
Красители. Вплоть до XIX века для окрашивания пряжи туркмены использовали исключительно натуральные красители (марену, живокость желтую, корни гранатового дерева, околоплодники грецкого ореха, кошениль и др.). Однако в ХХ столетии растительное сырье вытеснили более дешевые анилиновые красители, что снизило качественные характеристики туркменских ковров. Тем не менее, постепенное совершенствование технологий позволило приблизиться к свойствам испытанных природных красителей животного и растительного происхождения.
Сегодня в коврах ручной работы из Туркмении применяются, как правило, химические красители - анилиновые.
Орнаменталистика. Ученые искусствоведы уверяют, что ковровый орнамент сохраняет в себе многовековую историю народов. Любой орнаментальный символ что-то означает, а «гель» (основной орнамент туркменских ковров в виде повторяющихся узоров – медальонов) является целым букетом символов. Любая племенная и родовая группа туркмен, которая проживает на определенной территории, имеет свой гель («салыр», «теке», «эрсары», «йомуд» и т.д.).
Орнаменты национального ковроткачества сохранили отпечатки народной истории и всех религий, которые существовали на территории Туркменистана.
Символы в гелях очень информативны и обладают определенным смыслом. Солярные знаки, доминирующие в эрсаринских, текинских и пендинских коврах: колесо судьбы («чахры пелек»), 5 лун («бэш ай»), символы звезд («чемче гель»), символы Солнца («гельче») и прочие небесные светила, почитаемые на Др. Востоке. В салорском ковре «энси» традиционный низ полотна «элем» представляет собой орнаменты - обереги, символизирующие Анахиту, богиню плодородия. Существуют орнаменты, символизирующие флору («чынар гюль», «гуляйды» и т.д.).
Виды туркменских ковров
В мире туркменские ковры с древних времен называют «бухарскими». Случилось это потому, что они всегда были обширно представлены на легендарных базарах Бухары (теперь Узбекистан).
К группе туркменских ковров ученые относят полотна, сотканные на обширной территории проживания туркменов. Эта территория включает Узбекистан, Туркменистан, Афганистан и Белуджистан (включает территории Афганистана, Ирана и Пакистана).
К современным туркменским относятся ковры:
- Текке – получили свое название в честь самой многочисленной народности Туркменистана (текке). Ковры ручной работы Текке наиболее узнаваемы в Туркмении и за ее пределами благодаря разделенному на четыре части гелю.
- Йомут (Йомуд) – изготовляются одноименным племенем Туркменистана и характеризуются большим разнообразием стилей и орнаментов. Одна из разновидностей изделий Йомуд характеризуется диагональными рядами из повторяющихся восьмиугольников разных цветов, окаймленных бордюром из крючков и защелок и стилизованными вертикальными полосами с соцветиями на них. Орнамент второй разновидности ковров Йомуд состоит из вертикальных рядов восьмиугольников с вписанными в них изображениями двуглавых собак и других животных. Окаймляют центральную часть полотен бордюры со сложными растительными узорами.
- Салорские ковры (салыр) ткались туркменским племенем салор – самой древней народностью туркменов. Для этого стиля характерен гармоничный салор-гель – восьмиугольный разделенный на 4 части медальон в форме звезды. Традиционно в каждой части медальона располагаются фигурки животных.
- Эрсари (Арсари) – изготовляются племенами эрсари, живущими на территории Туркменистана и Узбекистана. В отличие от других племен туркменов, народность Арсари не имеет собственного отличительного геля и племенного мотива, поэтому на коврах медальоны практически не встречаются. Орнаментальная часть ковров Арсари состоит из геометрических и растительных узоров, позаимствованных и видоизмененных персидских и китайских символов.
Помимо традиционных ковров, в Туркмении ткут ковры с портретами и различными сюжетами, а также традиционные для исламской культуры молитвенные коврики.
Туркменские ковры ручной работы неизменно занимают достойные места на международных выставках. Это предмет гордости туркменской нации.