Ковроткачество в Азербайджане
Развитие мирового ручного ковроделия во многом обязано азербайджанским школам ковроткачества. Без шедевров азербайджанских ковроделов сложно представить сокровищницу мировой культуры.
История азербайджанских ковров
Согласно научным источникам, уже во II тысячелетии до н.э. на территории современного Азербайджана начиналось развитие ковроткачества. Изначально ткались только тканые ковры без ворса. Их использовали как покрывала, подстилки и занавесы в шатрах.
В III-VII вв. азербайджанские ковроделы начали ткать шелковые ковры. Есть свидетельства того, что некоторые мастера использовали при изготовлении ковров золотые и серебряные нити.
В XIII-XIV вв. азербайджанские ковры завозились в больших объемах в зарубежные страны, в т.ч. в Европу. Неудивительно, что они встречаются в картинах европейских художников того времени: Ганс Мемлинг («Мария с младенцем», «Портрет молодого человека»), Ганс Гольбейн («Послы»), Карло Кривелло («Возвещение») и Доменико Мороне («Рождение святого Фомы») и др.
В XIX в. азербайджанские ковры поставлялись не только в Россию, Турции и европейские страны, но также и в страны Востока. И сегодня они пользуются спросом во всем мире!
Виды азербайджанских ковров
Безворсовые ковры
1) Килим.
Изготавливается из шерсти, хлопка или льна в качестве покрытия на пол и стены, попона на верблюдах и мулах, занавесей и скатертей, а также вместо дверей в жилище. Их можно использовать с двух сторон (хотя некоторые килимы ткут односторонними).
2) Лады.
Изготавливается из шерсти, хлопка и шелковых нитей с использованием техники переплетения «кечиртме» (простое переплетение). Их используют в качестве покрытия для стен и полов. До сих пор маленькие ковры лады подвешивают на крючке колыбели, придавая им смысл оберега.
3) Шадда.
Изготавливается из шерсти, шелка и хлопка. Различают 3 типа шадда:
- одноцветный «шал»;
- клеточный «дама-дама-шадда»;
- сюжетный «зили-шадда» и «девели-шадда».
Толстый шадда используется для завешивания стен и в качестве циновки, а тонкий в качестве скатерти, а также для шитья верхней одежды.
4) Верни.
Изготавливается из шерсти и реже из шелка или хлопка. Структура ковра верни образуется из 3 нитей: основа, уток и узорообразующая нить (именно она и формирует лицевую сторону изделия). Ковер верни используют в качестве занавеса, покрытия или украшения палатки.
5) Зили.
Изготавливается из шерстяных, шелковых и хлопковых нитей. Ими покрывают стены и полы. Их также ткут в качестве ритуальных ковров «намазлыг».
6) Сумах.
Изготавливается из шерсти и реже из шелковых нитей. Характерной особенностью сумаха являются косые стежки двух смежных рядов ковра, которые вытканы в разных направлениях и создают «елочку» или «пшеничный колос», полностью покрывающий поверхность. Сумахи используют для покрытия полов, а также ими завешивают стены. А вот сумахи маленького размера используются, как ритуальные ковры.
Ворсовые ковры
Они ткутся по многочисленным оригинальным схемам и отличаются богатым орнаментом. Обычно азербайджанские мастера ткали ворсовые ковры с использованием особого метода вязания узлов под названием «тюркбаф». Его суть в том, что мастером накладывается ворсовый узел на каждые две нити основы ковра.
Виртуальная примерка
Загрузите свою фотографию интерьера и примерьте любой из наших ковров
ПопробоватьШколы ковроткачества
На сегодняшний день различают семь школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская.
Бакинские ковры отличаются оригинальными орнаментами, тонкостью узоров, насыщенностью цвета и большей мягкостью. Среди украшений чаще всего используются овалы геометрической формы, а также разнообразные растительные элементы с характерными кривыми линиями.
Губинские ковры считаются наиболее трудными. Они восхищают своим оригинальным геометрично-цветочным узором на синем или кремовом фоне, а также тонкой выделкой.
Ширванские ковры чаще всего ткутся из шерсти и имеет небольшие размеры. Они привлекают своей богатейшей художественной отделкой, сложнейшими рисунками и большой плотностью узлов.
Гянджинские ковры характеризуются насыщенностью цветов и незатейливыми узорами. Их орнаменты, как правило, состоят из восьмиугольников или трех геометрических медальонов (они укладываются продольно на ковре). Чаще всего используется синий, темно-синий и насыщенный красный цвет.
Газахские ковры являются грубошерстными и чаще всего украшаются тремя медальонами практически одинакового размера или центральным квадратом с прилегающими двумя небольшими квадратами по углам. Преобладающими цветами являются красный и синий цвет, а также цвет слоновой кости в разнообразных сочетаниях.
Карабахские ковры по структуре своего орнамента и цвета схожи с персидскими коврами, а также с изделиями ширванских мастеров. Они воплотили в себе всю изобретательность фантазии азербайджанских ковроделов.
Тебризские ковры отличаются преобладанием тонкого и сложного растительного орнамента с гибкими и мягко переплетающимися формами. К их особенностям также можно отнести гармонию красок, наличие интересных круговых и спиральных форм декора.
Отличительные особенности
Каждый азербайджанский ворсовый ковер отличается большой плотностью узлов: от 1600 до 4900 ворсовых узлов на 1 дм².
Для изготовления азербайджанских ковров используются натуральные красители, приготавливаемые по старинным рецептам. Они не повреждают структуру шерстяных волокон, а придают им особый блеск и сочность красок.
Вот такие они, азербайджанские ковры – настоящее произведение искусств, сохранившие в себе генетическую память народа: его историю, быт и культуру! Обратите внимание на каталог ковров азербайджанских мастеров от галереи "Ansy".