Шерстяной ковер ручной работы ANSY

Шерстяные ковры: преимущества и недостатки, виды и особенности

Шерсть, шерстяная нить - востребованный материал в ручном ковроткачестве. Понятен исторический подтекст – очевидно, вначале для этого использовали шкуры диких животных с мягким шерстяным начёсом. С появлением одомашненных представителей фауны возникают первые прикладные технологии обработки / применения шерсти.

Минули тысячелетия. Шерсть не только актуальна, но по мере совершенствования технологий получения и обработки, очень ценна как исходный материал, а натуральные ковры из шерсти очень востребованы у покупателей. История – наука гуманитарная, а каковы практические плюсы у шерстяных ковров? Есть ли минусы и если да, то в чём заключаются? Какие виды полотен из шерсти существует.

Плюсы и минусы шерстяных ковров


Преимущества:

  • Теплоизоляционные свойства, экологичность, долговечность. Старинные антикварные ковры ручной работы, высоко ценимые во всех аукционных домах, преимущественно из шерсти.
  • Приятный тактильный комфорт вкупе с эстетикой художественного произведения.
  • Наличие нескольких видов: ворсовые (тканые и узелковые), безворсовые (килимы и сумахи) и комбинированные (килимы с вкраплением ворсовых элементов орнамента) – возможность проявить творческий потенциал декоратору интерьеров.

Уто́чная основа (т.е. «холст», на который нанизывают узлы) в шерстяных коврах ручной работы чаще из хлопка, хотя и в обиходе не упоминается, т.к. процентное его содержание в общей «массе» не велико. Основа из хлопковых нитей лучше для «пропорциональной геометрии ковра» и незаменима если он имеет большие размеры.

Шерстяные ковры на шерстяной основе – более «сгибаемы», эластичны и мягче, что позволяет эксплуатировать их не только на полу, но и в качестве настила на тахту, скамью, диван и т.д.

Ворсовые шерстяные ковры ручной работы наиболее «уютные» и ткутся из самых мягких сортов (шерсть мериноса, новозеландская тонкорунная, «миксованная» альпака и т.п.), чтобы придать поверхности тактильный комфорт и исключить неприятную щетинистость, особенно в моделях с низким ворсом.

Примеры ворсовых ковров из шерсти:

Flowers
№ 2284

№ 2284

Sumakh
№ 2343

№ 2343

Zinjan
№ 3557

№ 3557

Sumakh
№ 3801

№ 3801

Килимы и сумахи – это шерстяные ковры ручной работы (существует лишь одна версия сумахов из шёлка – Иранский «Зили») без ворса, т.е. в данном случае поверхность более «брутальная». Мягкость шерсти не важна, щетинистость не грозит. В приоритете прочность, свойственная для волоса взрослых животных.

Такие сорта шерсти бюджетней и это, вкупе с менее сложным не узелковым способом плетения, делают безворсовые полотна дешевле. Если декоратор чувствует необходимость эстетики восточного ковра в интерьере, но боится присущей им «пряности», то килим или сумах идеальны для этого.

Примеры ворсовых ковров из шерсти:

Kazakh
№ 4066

№ 4066

Saltani
№ 4219

№ 4219

Autumn
№ 4273

№ 4273

Bijar
№ 4443

№ 4443

Комбинированные килимы — это, почти всегда, шерстяные изделия. В их уто́чной основе преимущественно используется та же шерсть, за счёт чего они очень мягкие, легко сгибаемые.

Ковер из шерсти не боится использования на улице
овер из шерсти не боится использования на улице

Килим-ковры ткутся наложением узелковой (ворсовой) и тканой (без ворса) ручной технологии. Эта техника изготовления более трудоёмкая, требует высокой квалификации и больше времени, что отражается на цене, но эстетика достигается изумительная. Область практического применения этих произведений ковроткацкого искусства в интерьере весьма обширна. Кроме классического напольного использования, скажем в кабинете в староанглийском стиле, или в качестве настенного декора или покрытия софы в марокканский интерьер, это и, неожиданно, лужайка в светлый солнечный летний день. Килим- ковры «податливы», их легко расстелить, скрутить и убрать по ситуации.

В восточных коврах ручной работы на протяжении веков экспериментировали не только с техниками ручного изготовления (узелковая, тканая, плетёная и многие подвиды) но и с комбинированием материалов. С течением времени и появлением шёлка в обиходе, помогла мастера украсить свои произведения лоском и блеском. Наиболее искусны в этой импровизации оказались персидские мастера из Исфахана и Табриза. Их шерстяные ковры с натуральным шелком относятся к категории эксклюзивных.

Эксклюзивных ковры из шерсти и натурального шёлка, примеры:

Nain
№ 1861

№ 1861

Tebriz
№ 1908

№ 1908

Nain Gombad
№ 1994

№ 1994

Tebriz
№ 3989

№ 3989

Из шелка ткётся рисунок орнамента, в то время как фоновая часть – из шерсти, что создает эффект мерцающего рисунка на матовом фоне. В более поздние времена, с появлением различных волокон (таких, как «бамбуковый шёлк», вискоза, тенсел из эвкалипта) на основе древесной целлюлозы, стали разбавлять шерстяные полотна и этими материалами.

Перечисленные варианты — натурального природного происхождения. Они никак не относятся к синтетике.

Делалось это не из-за их ценовой доступности а, в первую очередь, из-за их особенностей: блеск и матовость, эластичность, гигроскопичность и т.д. Все ковры ручной работы из шести с вкраплением этих материалов в каталоге ANSY объединены под общим разделом «Ковры из шерсти и шёлка».

Недостатки

  • Аллергенность к натуральной шерсти у 2-х процентов населения.
  • Уязвимость перед молью.

Если первый недостаток, увы неразрешимый, то второй решается легко - периодической обработкой (раз в полгода) шерстяного ковра антимольным спреем, который доступен в каждом хозмаге. Это касается шерстяного ковра на хранении, т.е. который временно не используется и хранится в собранном виде, активно эксплуатируемое полотно не подвержено моли.