Из каких материалов делаются ковры ручной работы

Визитная карточка восточных ковров – отменное качество плетения и лучшие материалы. В ковроткачестве Востока традиционно применяется в основном натуральное сырье: шерсть, хлопок, шелк. В статье подробно рассматриваются особенности производства и применения этих материалов в ковроделии.

Шерсть

На фото: окрашенная овечья шерсть

Шерсть, как основной материал для изготовления ковров ручной работы, получила широкое распространение по двум причинам. Во-первых, большинство народностей и кочевых племен Азии активно занимаются скотоводством, поэтому шерсть овец, коз и верблюдов имеется у местных ткачей в достатке. Во-вторых, популярность шерсти связана с ее качественными характеристиками: мягкостью, легкостью окрашивания пряжи, теплоизоляцией и износостойкостью.

Для изготовления элитных восточных ковров используется в основном овечья шерсть. Она тоньше и мягче по структуре, легко окрашивается. Верблюжья и козья шерсть жестче, поэтому пряжа из нее грубее. Пряжа из верблюжьей или козьей шерсти используется крайне редко, разве что только в кочевнических коврах невысокого качества. Чаще же ее в небольших пропорциях смешивают с овечьей шерстью для придания ворсу блеска.

В зависимости от географического региона, в ковроткачестве используется овечья шерсть разного происхождения. Например, иранские кочевники держат огромные отары овец, поэтому шерстяные ковры из Ирана состоят по большей части из сырья местного происхождения. Индийские же и пакистанские ткацкие мануфактуры импортируют овечью шерсть из Австралии и Новой Зеландии. Кстати, новозеландская шерсть, наряду с иранской, отличается высоким качеством и считается лучшей на рынке.

Качество шерсти зависит от целого ряда факторов:

На фото: стрижка овец

Подготовка сырья. Состриженная шерсть сортируется, очищается и промывается, затем расчесывается и скручивается в нити. Во многих ковроткацких регионах Ирана и Кавказа прядение осуществляется вручную на вращающемся колесе или с помощью веретена, в Индии, Китае и Пакистане – механизированным способом на прядильных машинах. На заключительном этапе готовая пряжа окрашивается с использованием синтетических или натуральных красителей.

Шелк

На фото: разматывание коконов на шелкопрядильной фабрике

Шелк – наиболее ценный материал для производства ковров, получаемый из коконов бабочки – тутового шелкопряда. Коконы вымачивают, сушат, затем разматывают и прядут шелковую нить.

Технология производства шелка зародилась в Китае, и ее столетиями хранили в строжайшем секрете под страхом смерти. После того как в средние века тутовые шелкопряды были тайком вывезены с территории Поднебесной, шелк стали производить на территории Ирана, Азербайджана, Индии и Турции.

Шелк используется в ковроткачестве по-разному. Элитные ковры изготавливаются полностью из шелка. Они отличаются яркими, переливающимися цветами, детализацией узоров и высокой узелковой плотностью (более 1 млн узелков на кв. метр). К таким редким и дорогим изделиям относятся турецкие шелковые ковры Хереке, персидские ковры из Наина, Кума и Исфахана.

В других видах ковров шелковый только ворс, а основа и уток – хлопковые. Некоторые полотна изготовлены из шерсти, а некоторые детали рисунка – из шелка.

Узнайте больше о шелковых коврах.

Хлопок

На фото: поле хлопка

Хлопок – ткань растительного происхождения – добывают из хлопчатника, или Hibiscus gossipium, произрастающего в субтропических и тропических широтах. Так как большинство мировых центров ковроткачества расположены в регионе произрастания хлопчатника, хлопковую пряжу активно используют как сырье для плетения ковров.

Благодаря своей прочности хлопок в ковроткачестве широко используется в основном для изготовления нитей основы и утка. Из-за низкой износостойкости этот материал не подходит для вязания узелков ворса ковра. Исключением является мерсеризованный хлопок, который благодаря дополнительной обработке приобретает характерный блеск и используется в комбинации с шерстью для ворсовой пряжи. Также в некоторых племенных коврах хлопковые нити в небольших количествах используются для подчеркивания мелких деталей орнамента.