История искусства ковроткачества

История ковроткачества

Появилось искусство ковроткачества более чем 2500 лет назад. Древнейший из дошедших до нас ковров предположительно был соткан более 2000 назад! Ворсовое полотно высокой плотности с изображением коней, оленей и птиц было найдено в 1949 году при раскопках могильного кургана царя. Эта находка говорит об уникальном факте: по прошествии столетий классическая технология ручного изготовления ковров осталась прежней! Сегодня этот многовековой шедевр украшает одну из коллекций Эрмитажа.

Древнейший ковер
На фото: Древнейший ковер

Да, именно «многовековой шедевр, ведь ковроткачество является древнейшим искусством, уходящим своими корнями на Др. Восток.

Первоначально ковер выполнял только практические функции: кочевники Востока придумали изготавливать теплые полотнища, чтобы было возможно быстро создавать жилище. Ковры ручного плетения тех времен служили для защиты дома от песка и ветра, позволяли в короткий срок разгородить помещение. Со временем люди начали отходить от примитивной цели «сухо и тепло» - они захотели, чтобы еще было и изысканно, красиво, а главное – чтобы отличалось от других.

Персия - одна из первых цивилизаций, поднявших ковроткачество на небывалый художественный уровень. Древняя легенда донесла до нас историю об одном из первых персидских шедевров ковроделия – «Весеннем ковре» шахиншаха Хосрова I, вытканном в VI столетии в честь победы персидских войск над римлянами и захвата Аравийского полуострова. На ковре было великолепное изображение сада едва ли не в натуральную величину. Затканный нитями из золота и серебра, расшитый драгоценными камушками ковер был настоящим гигантом: в длину - 122 метра, в ширину – 30, вес - несколько тонн. Утверждают, что Хосров I часто прогуливался в одиночестве по «дорожкам» этого «цветущего сада». В 641 г. Персия была захвачена арабами, и «Весенний ковер» исчез без следа.

Если говорить об орнаментальных мотивах и сюжетах ковров Востока, то это - квинтэссенция исламской культуры и восточных традиций. Сегодня в коврах находят отражение не только мотивы античности. Рококо, классицизм, барокко, модерн, ампир и современные стили также начали появляться на поверхности ковров. Рисунок рукодельных ковров случайным никогда не бывает. В выборе и расположении конкретных элементов узора прослеживаются вековые традиции, замысел и талант мастера. В любом орнаменте зашифрован некий смысл. В тончайшей ювелирной вязи, в угловатых ромбовидных листьях и цветах с зазубренными краями, в мозаичном узоре знающий человек всегда сможет прочесть легенды, пословицы, пожелания будущему хозяину.

С середины XVI столетия Восток (Китай, Персия, Индия) снабжал коврами множество королевских дворов и аристократических домов Европы. Одна лишь Франция тратила на приобретение ковров столько денег, что это стало значительно подрывать ее экономику. Генриху IV даже пришлось основать собственное производство ковров, чтобы хоть немного остановить отток золота из казны Франции в Азию.

На коллекционировании рукотворных ковров были помешаны польский король Сигизмунд и французский - Людовик XIV. А в конце XIX столетия ажиотаж превратился в массовый. За восточными коврами посылались торговые экспедиции.