История возникновения и особенности ковров из Турции

Турецкие ковры относятся к группе Анатолийских ковров – от альтернативного названия Малой Азии (Анатолия – "восход солнца"). Искусство плетения ковров на территории современной Турции развилось под влиянием кочевых племен Центральной Азии и Кавказа, а также традиций ручного ковроткачества Великой Персии.

Древняя Турция

Ключевые моменты из истории ковроткачества Турции

Самые древние из дошедших до нас турецких ковров сотканы в 13 веке в городе Конья в традициях кавказского ковроткачества. Эти полотна изготовлены из шерсти и украшены геометрическими фигурами и растительными мотивами. Сегодня они хранятся в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле.

На полотнах, созданных в Турции после XVI века, преобладают персидские мотивы, что связано с иммиграцией квалифицированных персидских и египетских ткачей на территорию Османской империи. В этот же период в Турции зародился и национальный стиль, отличительные черты которого прослеживаются в коврах Ушак, Гольбейна, Лотто и Юрук.

Ковры Ушак. Лучше всего турецкий стиль плетения ковров иллюстрируется в старинных полотнах, сотканных в западной части Турции, в городе Ушак. Для этого стиля характерны насыщенно-красный фон, центральные медальоны и арабески желтого и синего цветов. Ушакские арабески встречаются также на известных турецких полотнах Гольбейна и Лотто.

Современный ковер Ушак

турецкий ковер Ушак

Ковры Гольбейна. Полотна этой группы получили название в честь живописца Ганса Гольбейна Младшего, изображавшего их на своих картинах. Характерные особенности ковров Гольбейна – сложные переплетения геометрических фигур, ромбы и восьмиугольники, концентрические арабески. Одна из разновидностей ковров Гольбейна украшена множеством медальонов восьмиугольной формы, заключенных в прямоугольные области.

Ковры Лотто. Разновидность турецких ковров 16-17 века, стиль узелкового плетения которых был характерен для прибрежных поселений Эгейского моря. Свое название эти ковры получили благодаря венецианскому художнику Лоренцо Лотто, использовавшему их в своем творчестве. Характерные особенности ковров Лотто – ярко-красный фон полотна и кружевные арабески, как правило, желтого цвета, иногда с вкраплениями синего. Этому стилю свойственны также бордюры в цветовой гамме, схожей с орнаментальной частью ковра.

Впоследствии турецкий стиль Лотто стал популярен в континентальной части Турции и в Европе. В XVII-XVIII веках копии турецких ковров Лотто появлялись в Испании, Балканских странах и Англии. Отдельные образцы оригинальных шедевров в стиле Лотто сохранились до наших дней и хранятся в крупных музеях, в том числе в российском Эрмитаже и Художественном музее Сент-Луиса.

Ковры Юрук (Yörük). Анатолийские ковры Yörük изготавливались курдскими кочевыми племенами в восточных регионах Турции. Ученые относят этот стиль к новой школе ковроткачества, сформировавшейся в 18-19 веках. Ее отличают простые рисунки, диагональные узоры, более разнообразная цветовая гамма с использованием коричневого, зеленого, кирпично-красного цветов и цвета слоновой кости.

Молитвенные коврики представляют наибольшую ценность для коллекционеров. Изготовленные в 18-19 веках как религиозные атрибуты, такие ковры были воплощением лучших дизайнерских решений того времени – дорогие материалы, роскошные рисунки, богатая палитра цветов. Наиболее известные религиозные полотна производились в анатолийских городах: Ладик, Конья, Мелас, Кыршехир. По сей день эти шедевры украшают многие мечети, а также коллекции европейских и американских ценителей антиквариата.

Ковры Хереке – наиболее известные турецкие полотна ручной работы, производящиеся в одноименном городе в 64 км от Стамбула. Город Хереке превратился в крупнейший центр турецкого ковроткачества в конце 19 века, когда по указу турецкого султана здесь была основана Стамбульская мануфактура. Фабрика изготовляла ковры для мечетей и императорского дворца. Сегодня мануфактура выпускает известные на весь мир ковры из шерсти и шелка под брендом «Хереке» в традиционных турецких стилях Ушак и Юрук, а также в персидском, египетском (Мамлюк) и современном европейском стиле.

Характерные черты современных турецких ковров ручной работы

Техника плетения. Местные мастера используют уникальную технику плетения симметричным или двойным турецким узлом, благодаря чему достигается высокая узелковая плотность ковров. В шелковых коврах она достигает более 1 млн. узелков на 1 кв. метр.

Турецкий ковер

турецкий ковер

Цветовая гамма. Современные ковры ручной работы из Турции отличаются широким диапазоном цветов. Для полотен в национальном стиле характерны красный, пурпурный, оранжевый, желтый и синий цвета. Палитра полотен в персидском стиле еще более богатая.

Орнаменталистика. На турецких коврах преобладает растительный орнамент, реже – геометрические мотивы. Распространены медальоны и сюжетные картины с изображением людей и животных. На молитвенных ковриках часто встречается исламские символы Михраб (ниша мечети), животные и люди не используются по канонам ислама.

Центры ковроткачества. Хереке, Конья, Ушак, Анкара, Гордес, Яхиали, Кула.

В интернет-магазине "Ansy" представлены популярные турецкие ковры ручной работы на пол. Предлагаем вам ознакомиться с нашим каталогом.

Примеры данных ковров в каталоге: