Турецкий ковер

История возникновения и особенности ковров из Турции

Турецкие ковры относятся к группе Анатолийских ковров – от альтернативного названия Малой Азии (Анатолия – "восход солнца"). Искусство плетения ковров на территории современной Турции развилось под влиянием кочевых племен Центральной Азии и Кавказа, а также традиций ручного ковроткачества Великой Персии.

Ключевые моменты из истории ковроткачества Турции

Самые древние из дошедших до нас турецких ковров сотканы в 13 веке в городе Конья в традициях кавказского ковроткачества. Эти полотна изготовлены из шерсти и украшены геометрическими фигурами и растительными мотивами. Сегодня они хранятся в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле.

На полотнах, созданных в Турции после XVI века, преобладают персидские мотивы, что связано с иммиграцией квалифицированных персидских и египетских ткачей на территорию Османской империи. В этот же период в Турции зародился и национальный стиль, отличительные черты которого прослеживаются в коврах Ушак, Гольбейна, Лотто и Юрук.

Ковры Ушак. Лучше всего турецкий стиль плетения ковров иллюстрируется в старинных полотнах, сотканных в западной части Турции, в городе Ушак. Для этого стиля характерны насыщенно-красный фон, центральные медальоны и арабески желтого и синего цветов. Ушакские арабески встречаются также на известных турецких полотнах Гольбейна и Лотто.

Ковры Гольбейна. Полотна этой группы получили название в честь живописца Ганса Гольбейна Младшего, изображавшего их на своих картинах. Характерные особенности ковров Гольбейна – сложные переплетения геометрических фигур, ромбы и восьмиугольники, концентрические арабески. Одна из разновидностей ковров Гольбейна украшена множеством медальонов восьмиугольной формы, заключенных в прямоугольные области.

Ковры Лотто. Разновидность турецких ковров 16-17 века, стиль узелкового плетения которых был характерен для прибрежных поселений Эгейского моря. Свое название эти ковры получили благодаря венецианскому художнику Лоренцо Лотто, использовавшему их в своем творчестве. Характерные особенности ковров Лотто – ярко-красный фон полотна и кружевные арабески, как правило, желтого цвета, иногда с вкраплениями синего. Этому стилю свойственны также бордюры в цветовой гамме, схожей с орнаментальной частью ковра.

Впоследствии турецкий стиль Лотто стал популярен в континентальной части Турции и в Европе. В XVII-XVIII веках копии турецких ковров Лотто появлялись в Испании, Балканских странах и Англии. Отдельные образцы оригинальных шедевров в стиле Лотто сохранились до наших дней и хранятся в крупных музеях, в том числе в российском Эрмитаже и Художественном музее Сент-Луиса.

Ковры Юрук (Yörük). Анатолийские ковры Yörük изготавливались курдскими кочевыми племенами в восточных регионах Турции. Ученые относят этот стиль к новой школе ковроткачества, сформировавшейся в 18-19 веках. Ее отличают простые рисунки, диагональные узоры, более разнообразная цветовая гамма с использованием коричневого, зеленого, кирпично-красного цветов и цвета слоновой кости.

Молитвенные коврики представляют наибольшую ценность для коллекционеров. Изготовленные в 18-19 веках как религиозные атрибуты, такие ковры были воплощением лучших дизайнерских решений того времени – дорогие материалы, роскошные рисунки, богатая палитра цветов. Наиболее известные религиозные полотна производились в анатолийских городах: Ладик, Конья, Мелас, Кыршехир. По сей день эти шедевры украшают многие мечети, а также коллекции европейских и американских ценителей антиквариата.

Ковры Хереке – наиболее известные турецкие полотна ручной работы, производящиеся в одноименном городе в 64 км от Стамбула. Город Хереке превратился в крупнейший центр турецкого ковроткачества в конце 19 века, когда по указу турецкого султана здесь была основана Стамбульская мануфактура. Фабрика изготовляла ковры для мечетей и императорского дворца. Сегодня мануфактура выпускает известные на весь мир ковры из чистой шерсти и шелка под брендом «Хереке» в традиционных турецких стилях Ушак и Юрук, а также в персидском, египетском (Мамлюк) и современном европейском стиле.

Ковер Хереке
На фото: Ковер Хереке

Виртуальная примерка

Загрузите свою фотографию интерьера и примерьте любой из наших ковров

Попробовать

Характерные черты современных турецких ковров ручной работы

Техника плетения. Местные мастера используют уникальную технику плетения симметричным или двойным турецким узлом, благодаря чему достигается высокая узелковая плотность ковров. В шелковых коврах она достигает более 1 млн. узелков на 1 кв. метр.

Турецкий ковер с плотностью более 1 100 000 узлов на кв. метр
На фото: Турецкий ковер

Цветовая гамма. Современные ковры ручной работы из Турции отличаются широким диапазоном цветов. Для полотен в национальном стиле характерны красный, пурпурный, оранжевый, желтый и синий цвета. Палитра полотен в персидском стиле еще более богатая.

Орнаменталистика. На турецких коврах преобладает растительный орнамент, реже – геометрические мотивы. Распространены медальоны и сюжетные картины с изображением людей и животных. На молитвенных ковриках часто встречается исламские символы Михраб (ниша мечети), животные и люди не используются по канонам ислама.

Центры ковроткачества. Хереке, Конья, Ушак, Анкара, Гордес, Яхиали, Кула.

В интернет-магазине "Ansy" представлены популярные турецкие ковры ручной работы на пол. Предлагаем вам ознакомиться с нашим каталогом.

ПРИМЕРЫ ДАННЫХ КОВРОВ В КАТАЛОГЕ:

Aubusson № 1584 238 х 170 см

цена по запросу

Storyline № 1617 184 х 123 см

647 000 ₽ 485 000 ₽

Rocaille № 1839 203 х 151 см

844 000 ₽ 549 000 ₽

Hereke № 3578 274 х 182 см

в резерве