Все о персидских коврах

Один из городов Ирана

Иран принято считать историческим преемником некогда Великой Империи. Поэтому говоря о персидских, подразумевают, в основном, иранские шелковые ковры, хотя в некоторых случаях можно встретить «персидский ковер», сотканный в Индии, в Турции и в других странах, территория которых частично или полностью входила в состав Великой Персии. Никакого обмана здесь нет, и подразумевается персидский рисунок ковра. Изысканные мотивы и роскошные орнаменты этой группы ковров не могли оставить равнодушными мастеров – ткачей всех регионов персидской цивилизации. В тоже время, орнаментальные изыски и особенности, например, традиционно индийских мотивов встречаются в коврах сотканных в Иране.

Примеры данных ковров в каталоге:

Как выбирать ковры из Персии?

Если Вы решили купить ковер, поинтересуйтесь у продавца о происхождении и месте изготовления данного шедевра. Мастера Ирана традиционно используют более тонкую нить и ткут ковры с высокой узелковой плотностью для достижения большей плавности изгибов и, как бы, более точной «прорисованности» узоров. Данное обстоятельство повышает стоимость ковра, но не является показателем качества и не повышает эксплуатационные характеристики. Настоящие шелковые и шерстяные персидские ковры ручной работы нельзя купить слишком дешево. Данное обстоятельство может говорить о низком качестве (возможны дефекты, допущенные при изготовлении, «не кондиция» исходных материалов и т.д.) или о «нечистоплотности» продавца.

Шелковые ковры, шерстяные ковры, ковры с комбинированным составом из шерсти и шелка в зависимости от провинции Ирана, в которой они сотканы, имеют как определенные технологические особенности изготовления, так и самобытные орнаментальные и цветовые решения.

Ковры «Табриз» (или "Тебриз")

Ковры «Табриз»

Название данной группы иранских ковров происходит от одноименного города, административного и исторического центра региона «Восточный Азербайджан» - одного из крупнейших мировых центров ручного ковроткачества. В XVIII – XIX в.в. Табриз считался законодателем мод в шелковом ковроткачестве, а, учитывая, что шелковые ковры из Ирана имеют сложный рисунок и наиболее трудоемки в изготовлении, - и во всей отрасли. С течением времени, акценты табризских ковров стали переключаться в сторону ковров с комбинированным составом, когда фоновая и орнаментальная части коврового полотна изготавливались из шерсти и шелка соответственно.

Уточная основа ковров из Табриза может состоять как из хлопковых нитей, так и шелковых. Пышный, цветочно–растительный орнамент в “Тебризе” сосредоточен вокруг центрального медальона и обрамлен бордюром. Цветовые предпочтения в орнаменте отдаются различным тонам светло–коричневого, розового на светлом фоне (молочном, кремовом, слоновой кости, бежевом и т.д.) в сочетании с золотым, светло-голубым и салатовым цветами. Особо популярные ковры “Табриз–Афшан” ,без центрального медальона они не обязывают интерьер к “пропорциональности” к центровке и не теряют целостности рисунка в случаях, когда на ковре лежат предметы мебели, как, например, кровать или стол. Некоторая “геометрия” в орнаменте свойственна только коврам “Табриз –Махи” и “Табриз- Гомбад”.

Ковер Исфахан

Ковер Исфахан

Данные ковры ручной работы ткутся в городе Исфахан, в одном из древнейших городов Востока и всего мира. Народонаселение здесь всегда отличалось высоким художественным вкусом и самобытными народными промыслами: чеканкой, резьбой и инкрустацией по дереву, ювелирным и гончарным искусством и, конечно, ковроделием. Ковры из Исфахана, сотканные в эпоху династии Сафавидов в XVI-XVII вв., были первыми в домах европейских монархов. Они отличались насыщенной пышностью и по-настоящему королевской помпезностью орнаментов, а цветовая гамма могла быть самой разнообразной. Мастера – ткачи в коврах подчеркивали свою особенность, ведь не зря исфаханцы называли свой город «Несф-е джехан» («Половина мира»)

Ковры Кум

Ковры Кум

 Административным центром данного региона Ирана является город Кум. Его называют на разный манер (Кум, Ком, Гум, Гом от персидского «Qom» и азербайджанского – «Qum»), но первые ассоциации, которые приходят на ум, – великолепие и неповторимая красота шелковых ковров, прекрасный художественный вкус и отточенность мастерства ткачей, достигнутые невероятным усердием. Необходимо сказать, что ковроделы в Куме не просто талантливые люди, но и люди, посвятившие всего себя (и время, и здоровье) искусству. Они буквально слепнут к 40 – 45 годам, узелок за узелком (в одном м2 достигает до полутора миллионов) создавая великолепие шелковых полотен.

К сожалению, ковров высочайшего уровня, каковыми являются шелковые ковры из Кума, ткут год от года все меньше. За последние 10 лет персидские шелковые ковры подорожали в 10 – 12 раз. Из этого видно, что эти ковры не подвержены снижению цен, в зависимости от внешней или внутриэкономической ситуации.

Ковры Наин

 Ковры Наин

Наин – город, расположившийся в регионе Исфахан, и в узорах ковров «Наин», которые ткутся из шерсти и шелка, чувствуется влияние исфаханской школы, но при этом, как правило, они имеют менее насыщенный орнамент и свои цветовые особенности. Фон белый, светло – бежевый, кремовый, но может быть и синим, голубым, красным. Ткачи в Наине любят выдерживать «конкретику» в колористике ковра, предпочитая не заигрывать с полутонами и плавными переходами.

Ковры несколько «монохромны», относительно буйства красок персидских мотивов, и их изящный и утонченный рисунок имеет четкие контуры, что придает некую «строгость» и «официозность» коврам и, как следствие, они могут оказаться уместными не только в классических интерьерах, но и в современных. Ковры «Наин», в зависимости от узелковой плотности (количество узлов на кв.метре), называют «Наин – нохла» и «Наин – шишла». Ковры «нохла» плотнее, качественнее и более высокого художественного уровня и, как следствие, ощутимо дороже относительно «шишлы».

Иранский килим

Иранский килим

Килимы, сумахи и другие безворсовые ковры из Ирана ткутся во всех регионах страны, но более всего популярны в «Восточном Азербайджане». Изготовление сумахов и килимов не столь трудоемкий процесс по сравнению с шелковыми и шерстяными коврами и не требует высочайшей квалификации, свойственной иранским мастерам и, как правило, этим занимаются подростки, только постигающие азы ковроткацкого искусства.

Орнаментальных стилей и технологических особенностей в персидских килимах огромное множество. Сегодня очень популярны килимы с ворсовыми элементами рисунка, когда основная фоновая составляющая ткется безворсовым, а некоторые узоры традиционным узлом с начесом, это придает структурность орнаменту изделия. Наша коллекция безворсовых ковров из Ирана, пожалуй, самая большая в Москве.