Иранский город Исфахан

Иранские ковры Исфахан

Исфахан – третий по величине город в Иране, расположившийся в 340 км. от Тегерана на склонах горной системы Загрос. Исфахан – столица одноимённой иранской провинции и одна из колыбелей персидского ковроткачества.

Историческая справка

В 1598 году во время правления царской династии Сефевидов (1502-1736), Исфахан стал столицей Ирана. С конца XVI века во время правления Шаха Аббаса город начал активно застраиваться. Именно в этот период появились знаменитые архитектурные шедевры Исфахана – площадь и мечеть Имама. Эти памятники, наряду с мечетями Джами (11 в.) и Лютфаллы (17 в.), а также 33-арочным мостом (17 в.), являются главными достопримечательностями города.

Площадь Имама окружена многочисленными сувенирными лавками, ковровыми магазинами, бутиками с восточными сладостями и текстилем. Здесь же расположен знаменитый исфаханский базар, за огромные размеры которого и разнообразие продаваемых товаров столицу сефевидской империи в древности именовали Несф-е джеха́н – «половина мира».

Ковроткачество в Исфахане

Зарождение богатых традиций исфаханского ковроткачества пришлось на годы правления Шах Аббаса (1587—1629 гг). Желая благоустроить новую столицу, шах пригласил в Исфахан искусных зодчих, ткачей, инкрустаторов, мастеров по росписи тканей и художественному шитью. Именно в этот период зародились многие школы ковроткачества и сформировались многочисленные исламские и арабские орнаменты персидских ковров.

Сегодня в Исфахане сосредоточено множество больших и маленьких ковроткацких мастерских. Среди них всемирно известные ковровые студии – Сейрафян, Давари, Ентешар и Хаджиди. В городе и его пригородах работает несколько ковровых базаров и множество лавок восточного текстиля.

Ежегодно в Исфахане организуются крупные выставки персидских ковров, которые привлекают коллекционеров и покупателей из разных стран мира.

Характерные особенности иранских ковров Исфахан

В Исфахане бережно хранят древние традиции ковроткачества. Современные исфаханские ковры в основном представляют собой копии ковров эпохи Сефевидов, дизайн которых скрупулезно разрабатывается в иранской Академии Изящных Искусств. Вот их некоторые стилистические и технические особенности.

Орнаменталистика. Исфаханские ковры характеризуются преобладанием цветочных узоров в различных вариантах исполнения.

Самый распространенный растительный орнамент исфаханского стиля – цветы «Шах-Аббаси». Цветочный рисунок этого типа смоделирован художниками Шаха-Аббаса и представляет собой яркие цветы, либо разбросанные по полю ковра, либо заключенные внутри других фигур.

Цветы Шах-Аббаси часто комбинируется с другими элементами, образуя следующие виды дизайна:

  • Шах-Аббасилачак-торандж – орнамент с медальоном (торандж) и треугольниками (лачак) в углах основного поля ковра, с заключенными в них цветами Шах-Аббаси.
  • Иранский орнамент с медальоном и цветами в треугольниках
    Иранский ковер Исфахан с орнаментом Шах-Аббасилачак-торандж
  • Шах-Аббаси Афшан – представляет собой орнамент из вьющихся соцветий, соединенных стеблями, или арабесками, и разбросанных по полю коврового полотна. Медальон в этом орнаменте отсутствует.
Иранский орнамент с медальоном и цветами в треугольниках
Исфаханский ковер с цветочным орнаментом без медальона Афшан с цветами Шах-Абасси

Помимо цветочного орнамента, исфаханский стиль включает следующие элементы:

  • Арабески, имитирующих мозаичную структуру исламских сооружений эпохи Сефевидов – дизайн Хандаси.
  • Сюжетные мотивы со сценами охоты и жизни лесного мира – дизайн Джангали;
  • Центральные медальоны с изображениями мечетей, минаретов, дворцов или портретов известных в Иране личностей – дизайн Тасвири.
Иранский ковер ручной работы из Исфахана – орнамент Гомбад
Иранский ковер из Исфахана – орнамент Гомбад

Чтобы больше узнать о дизайне иранских ковров и посмотреть фото, прочитайте статью: виды орнамента персидских ковров

Стиль плетения и плотность. В плетении местных ковров используется асимметричный персидский узел. Благодаря этой технике плетения творения исфаханских мастеров получаются очень плотными и насчитывают в среднем 650-850 тыс. узелков на кв. метр. При этом ворс ковров короткий, что является отличительной чертой исфаханского стиля.

Материалы. Для изготовления исфаханских ковров используется ценнейшая корковая шерсть, взятая с области шеи молодых ягнят. Иранские мастерские используют шерсть местного производства, в основном из провинции Керман, или закупают сырье в Новой Зеландии и Австралии.

Традиционно основа исфаханских ковров изготавливается из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Ворс в большинстве случаев – шерстяной, хотя встречаются экземпляры с шелковым и смешанным ворсом (шерсть+шелк).

В полотнах смешанного состава шелк используют для окантовки узоров или же для создания орнамента. В особо дорогих и редких экземплярах орнаментальная часть изготавливается из шерстяной пряжи с вкраплениями шелковых нитей.

Палитра цветов. Цветовая схема исфаханских ковров построена на игре контрастов. На полотнах выделяются целые области ярко-красного, оранжевого, насыщенно-желтого и синего цветов, которые одновременно контрастируют с фоном, бордюром или орнаментами более сдержанной, или наоборот, контрастной цветовой гаммы.

Центры ковроткачества провинции Исфахан

Иранские ковры Исфахан выпускаются не только в Исфахане, но и в многочисленных пригородах одноименной провинции. Среди них, наиболее известны ковры Бахтияри или Ямалах.

Посмотрите наш каталог иранских ковров