Дагестанские Ковры

Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, при этом, оттачивались навыки и совершенствовались узоры и композиции орнамента. Орнаменталистике дагестанских ковров присуще наличие элементов, которые традиционны для всех кавказских ковров, но, при этом дагестанский ковер обладает своими особенностями цветовых решений. Несколько отличаются и технологические подходы.

дагестанские ковры

В Дагестане ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в доме. Ковер среднего размера мог быть обменен за пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи, а, например, у табасаран (один из народов Дагестана) хотя бы один из ковров должен был быть соткан самой невестой.

С приходом советской власти и организацией артелей, ковроделие в Дагестане получило благоприятную почву для своего развития. Эти предприятия создавались путем объединения мастериц-одиночек, которые обучали своему мастерству молодежь. Так же были созданы промышленные предприятия по переработке шерсти.

Крупные ковроткацкие мануфактуры появились в древнем городе Дербенте, были созданы артели в сёлах Халаг, Кандик, Межгюль, Ляхля, Чере, Чиликар, Тураг, Хучни, Микрах, Ахты, Хапиль, Рукель, Кабир, и Ортосталь и т.д.

Дагестанские ковры ручной работы экспортировались во многие страны Европы и рассматривались как стратегический товар, приносящий валютную выручку в казну государства.

Примеры данных ковров в каталоге:

Впоследствии, с развитием и совершенствованием технологического процесса ручного производства ковров, в Дагестане стали изготавливать сюжетные ковры, портретные ковры, ковры с изображением пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей.

Процесс изготовления дагестанского ковра требует от ковровщиц тонкого вкуса, индивидуального мастерства, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Многие опытные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но, зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти.

Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. Дагестанские ковры, отличаясь своей самобытностью и узнаваемостью, являются неотъемлемой частью мирового ковроткаческого искусства. Такие орнаментальные ковровые композиции, как "Табасаран", "Дербент", "Ахты", "Микрах" и т.д., вошли в мировой каталог.

В мире любителей ковроткаческого искусства высоко оценили художественный уровень и эксплуатационные характеристики Дагестанского сумаха (безворсовый ковер). Дагестанские сумахи отличаются своими особенными узорными композициями, которые не применяются при изготовлении ворсовых ковров.

Дагестанские ковры, как произведения нестареющего самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение в украшении интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с мебелью, придают помещению обжитой вид. К сожалению, в настоящее (постсоветское) время массовое производство Дагестанских ковров находится в упадке, что может привести к невосполнимым потерям исторически сложившихся традиций и навыков ковроткачества. 

Вы можете найти дагестанские и многие другие ковры ручной работы в интернет-магазине ANSY по самым честным ценам.